Технологии
Автоматизацию в ритейл
«При установке 6 касс самообслуживания сокращают двух кассиров», - рассказывает директор магазина «Магнит» Анна Васильева
Полгода назад в один из Петербургских магазинов «Магнит» были установлены кассы самообслуживания. Идея такого технологического решения в сокращении времени на обслуживание, а следовательно – в сокращении очередей. В перспективе, КСО будут стоить дешевле, чем кассиры в штате, а соответственно, сократятся затраты и на сотрудников. ЗАО «Тандер» не являются первооткрывателями КСО в России. Такие ретейлеры, как X5 Retail Group, Лента и Окей тестируют эту технологию с 2013 года.

Казалось бы, технология идеальна и удовлетворяет все стороны: покупатели не будут стоять в долгих очередях, а ретейлер сможет расширить площади и сократить затраты. Значит ли это, что в ближайшем будущем кассиры перестанут быть востребованными?

«Товар выносят все, кому не лень. Мне пришлось поставить одного сотрудника на выход из магазина, в другого в зону КСО», - рассказывает Анна. Так, недавно покупатель положил на весы комплект постельного белья стоимостью 2500 рублей, а взвесил, как картошку по 40 рублей за килограмм. Несмотря на сокращения по результатам автоматизации – автоматизации как таковой не случилось. Потребность в персонале есть, и вынужденное сокращение двух сотрудников сказалось только негативно на работе магазина. Оставшийся коллектив работает больше и дольше. Потери выросли вдвое, а соответственно премии сотрудников резко уменьшились.
«Кассы самообслуживания пока очень дорогие и окупаются в течение 3-5 лет, но в перспективе они будут оттягивать на себя все больше клиентов», - считает коммерческий директор консалтинговой компании «Верме» Дмитрий Бельский.

Стоит отметить, что примерная цена КСО от 800 тысяч до 1,5 млн рублей.

Несмотря на существующие недостатки в системе касс самообслуживания, кассиры и продавцы столкнуться с незавидной участью в ближайшие 5 лет. «Работу кассира можно расчленить на понятные и все время повторяющиеся алгоритмы: взял товар, просканировал, взял деньги, выдал товар. Ничего не меняется. Эти алгоритмы может реализовать система», - считает ведущий HR страны Алена Владимирская.

Примечательно, что в январе текущего года американский онлайн-ретейлер Amazon открыл в Сиэтле автоматизированный магазин без кассовых аппаратов и продавцов. Идея и возможности Amazon Go гораздо шире, чем у российских брендов. В супермаркете нет касс самообслуживания, а также тележек и корзин. Покупатель складывает покупки сразу в свою сумку, а на выходе система списывает стоимость всех приобретенных товаров со счета пользователя на Amazon.

Ретейл в ближайшие пять лет станет перспективной сферой для применения передовых технологий, - считает генеральный директор школы HackerU в России Олесья Горьковая. «В частности речь идет об IoT-решениях (англ. Internet of Things, «интернет вещей» - прим. Ред.) в области сортировки товаров и учета остатков. А также биометрии как средства персонализации маркетинга, когда «машина» опознает покупателя и делает персонализированные предложения», - говорит эксперт.

Ни для кого не секрет, что первым в «расстрельном списке» окажется низкоквалифицированный персонал, чья деятельность подразумевает механическое повторение одних и тех же процессов. Из мнения экспертов следует, что ретейл является перспективной сферой для внедрения систем автоматизации. Стоит отметить, что массовые сокращения торгового персонала повлекут за собой и сокращения рекрутеров, специализирующихся на массовом найме.

Текст: Алина Чуприкова